Мало кто знает, что Суздаль - родина «фаянсового гения» - Дмитрия Виноградова, сумевшего в XVIII веке вывести формулу «русского фарфора».
Посуда, изготовленная мастером, по качеству не уступала китайской, сотворённой по древнейшему рецепту, за разглашение которого грозила смертная казнь. Покорить восток своим «ноу-хау» Виноградов не успел...
Вместо него это сделал керамист Дмитрий Мизинцев, правда, уже в наши дни. Вязниковец рассказал нам о своём путешествии в «поднебесную», возрождении древнего искусства и создании рецепта глазури «вулканической пемзы»...
Хотел попить кофейку...
Владимир Меньшой, vlad.aif.ru: - Почему именно керамика?
Дмитрий Мизинцев: -Я выбрал керамику, потому что... люблю пить кофе! В своё время увлёкся альтернативными способами его заваривания: в хитроумной воронке, выполненной на манер кружки с отверстием в дне (пуровер), чашке с клапаном (дриппер), в стеклянном сосуде (кемекс) и т.д. В Японии целая компания создаёт эту «причудливую» посуду. Промелькнула мысль, что вот бы здорово самому заняться её изготовлением. Показалось, что это просто. Вот уже несколько лет в моей мастерской есть традиция начинать рабочий день с кофе...
В.М.: - Как ты постигал азы этого искусства?
Д.М.: - Специально нигде не обучался. Всё познавал на практике: читал специальную литературу, в том числе и советскую, смотрел видеоуроки (в основном зарубежные), общался с технологами-керамистами из разных стран, даже специально поехал в бывший институт по керамике и стеклу в подмосковный Железнодорожный. Если у меня появляется интерес, я очень быстро нахожу информацию и впитываю её, как «губка». Ну а затем проверяю её на практике. Путь через теорию, конечно, проще, но, это не по мне. Я предпочитаю окунуться в процесс с «головой и руками».
Обучаться работе с керамикой было непросто, учитывая, что нет профильного образования и наставника. Много ошибок, много работы, много времени, - вот рецепт для получения нужного результата, и я не ошибусь, сказав, что это актуально для любого ремесла и занятия. А ещё важно верить и не сдаваться, тогда судьба обязательно тебя вознаградит. Как случилось у меня с поездкой в Китай.
Восток - дело тонкое...
В.М.: - Как тебя занесло в Китай?
Д.М.: - Совершенно случайно! Я не планировал никаких поездок в этом году. Друзья предложили отправить заявку на участие в симпозиуме. Как раз в это время у нас в мастерской появилась новая глазурь, которую мы сами «намесили». Она давала интересный эффект кипения поверхности наподобие вулканической пемзы.
В течение двух недель я изготовил вазы и отправил их фотографии в оргкомитет - «по приколу». Как и полагается во всех таких счастливых случаях, я благополучно забыл про свою заявку. Через неделю пришёл ответ: «Приглашаем вас на 6-й интернациональный симпозиум по керамике в г. Чанчунь, Северный Китай»... Я не был готов к такому! За один месяц надо было умудриться получить загранпаспорт, визу и подготовить необходимые материалы для участия в симпозиуме!
В.М.: - В аэропорту при досмотре не возникло «лишних вопросов»?
Д.М.: - Мне пришлось заранее продумать, как провезти через таможню и службу безопасности аэропорта несколько пакетов... с белым порошком! Для этого я специально ездил к поставщику сырья и договаривался о получении различных справок и документов. В аэропорту, как я и предполагал, у службы безопасности возникло очень много вопросов (смеётся). Спасли необходимые документы. Поэтому в Китае я работал со своими материалами, что, как оказалось, стало решающим моментом всей моей поездки.
В.М.: - Что больше всего удивило в восточной стране?
Д.М.: - Удивило всё! Это была моя первая поездка и первый полёт на самолёте. Поэтому от первого взлёта до посадки в Москве - море впечатлений и эмоций. Китай - одновременно самобытная и современная страна, в чём-то похожа на Россию... В любом случае, было крайне интересно познакомиться с культурой Китая, мастерами, поучаствовать в симпозиуме!
В.М.: - Чем ты занимался на симпозиуме, слушал лекции?
Д.М.: - Думал, что большую часть времени мы будем проводить, слушая скучные лекции, отчёты, выступления. Видимо, ввело в заблуждение это «страшно научное» слово. Но симпозиум по керамике - это работа, работа и ещё раз работа! За 2 недели нужно было сотворить 2 уникальных изделия. С раннего утра и до позднего вечера я работал в мастерской. Хочу оговориться, что 2 недели - это очень короткий срок, особенно, если под рукой нет привычных инструментов! Кстати, именно в Китае я впервые сел за гончарный круг...
В.М.: - Ну, что... покорил китайцев нашей вязниковский керамикой?
Д.М.: - Китайцы первыми изобрели фарфор, «работают» с глиной не одно тысячелетие»! Китайская керамика - это, в первую очередь, сильная традиция, и только потом уже - творчество. Из поколения в поколение мастер всё повторяет за своим учителем, привнося в само изделие лишь крупицу своего «Я». Понимая это, китайцы стремятся обогатить свою культуру, впитывая самые современные направления в керамике со всего мира.
Покорить организаторов керамикой, конечно, сложно. В течение последних 6 лет, как проводится симпозиум в Чанчуне, музей-галерею посетили больше 70 участников со всего мира (это около 30 стран)! Они создали более 300 уникальных работ! Поэтому китайцы воспринимали наши изделия хоть и с восхищением, но уже с пониманием того, что керамика удивляет всегда.
В.М.: - Чем отличается китайское искусство от русского?
Д.М.: - Китайское искусство керамики более традиционно, тут в основном преобладают китайские народные мотивы, пейзажи и значимые культурные и духовные события. Русская керамика, как и европейская, несёт в себе авторский замысел, где всё полностью отдано полёту мысли конкретного мастера. Поэтому каждая работа индивидуальна и неповторима.
В.М.: - У тебя есть свои особые рецепты?
Д.М.: - Да, моё техническое образование постоянно заставляет искать что-то новое, смешивать «несмешиваемое», обжигать «необжигаемое». А отсутствие профильного образования и, как следствие, отсутствие узкопрофессиональных табу и запретов позволяет свободно искать и творить, ни на что не оглядываясь. Поэтому у меня в запасе есть много интересных рецептов. Но это секрет!
Иду своим путём...
В.М.: - Ты случайно не потомственный «гончар»?
Д.М.: - Нет, я иду своим путём.
В.М.: - Не пробовал экспериментировать со старинными «рецептами», найти «корни» вязниковских керамистов...
Д.М.: - Я искал исторические справки о керамике, мастерах нашего края и города. Ничего значимого мне не попалось. В основном, здесь жили ремесленники, изготавливавшие обычную посуду не для «роскоши», что, собственно, подтверждается находками черепков в культурном слое древнего города Ярополч (вблизи Вязников). Очень хочу попробовать изготовить чернолощёную керамику древней Руси.
Современные мастера ушли очень далеко от своих «пращуров». Сейчас огромный выбор материалов, оборудования, технологий... . Но всегда есть чему поучиться у наших прадедов и дедов. Вот только не у каждого дедушка гончар или керамист...
В.М.: - Керамика... Мужское ли это дело?
Д.М.: - Это дело творческое! Глина - материал для созидания. И каждый может найти к ней свой собственный подход: как хрупкая девушка, так и сильный мужчина, а, возможно, даже и творческий союз (смеётся). Сложно сказать, кого в этом ремесле больше - девушек или мужчин. Всё зависит от конкретной техники работы с глиной. Если говорить о лепке и скульптуре, то это ближе женщинам. Тут требуется спокойная работа с материалом, усидчивость и внимание. Если брать, например, литьё в формы и гончарное ремесло, то тут совершенно не лишней будет мужская сила.
В.М.: - Какие планы на будущее?
Д.М.: - Планов на будущее очень много, а после поездки в Китай их стало ещё больше! Прошёл всего лишь месяц после моего путешествия, а в мастерской уже стоят новые изделия, которые я создал под впечатлением от «поднебесной»! Совершенно точно я продолжу заниматься керамикой, постараюсь ещё раз побывать в Китае и других странах.
В.М.: - Твои работы можно увидеть в музеях или галереях мира?
Д.М.: - Недавно три мои работы выставили в китайской музее керамики в г.Чанчунь. И я надеюсь, что это только начало.