2017 год в России будет Годом экологии. Во Владимирской области есть те,
кто обходят законодательство и вредят окружающей среде. Растёт число
нелегальных скупщиков использованных автомобильных аккумуляторов. Чем
опасна их деятельность? И где найти законные альтернативы? - в репортаже
Владимира Косыгина.
2017 год в России будет Годом экологии. Во Владимирской области есть те, кто обходят законодательство и вредят окружающей среде. Растёт число нелегальных скупщиков использованных автомобильных аккумуляторов. Чем опасна их деятельность? И где найти законные альтернативы? - в репортаже Владимира Косыгина.
Яркая вывеска с ценами, деятельный рабочий - здесь происходит скупка отслуживших автомобильных аккумуляторов. В клиентах недостатка нет, судя по тому, сколько сырья лежит на обочине. Но многие автомобилисты останавливаются в недоумении и возмущении. Ведь скупщик утилизирует аккумуляторы прямо на месте - протыкает их и выливает электролит на землю. Стоит напомнить, что это - кислота. Она опасна и для человека, и экологии в целом.
НИКОЛАЙ МАСЛОВ, ЖИТЕЛЬ Г.ВЛАДИМИРА: "Аккумуляторы дома никто не хранит. Они должны приниматься в специальных помещениях оборудованных, должна быть какая-то вытяжка. Там кислота всё-таки, идёт испарение. Я сдаю на базу, где есть лицензии, всё официально. А не так, как они здесь посреди дороги стоят".
Рабочего, видимо, не очень беспокоят вопросы безопасности себя и окружающих. На его руках обычные перчатки. Которые насквозь пропитаны кислотой. На вопросы он пожимает плечами - "всё решает начальство". Узнать, кто начальство и есть ли какие-то документы - не удалось. Другая точка - в микрорайоне Доброе. Здесь скупщик только принимает товар. Где происходит утилизация, говорить отказался. При этом, он гарантирует экологичность.
- Привозят аккумуляторы.
- Как часто привозят?
- Довольно часто. От 10 до 20 штук в день.
В общем, за аккумулятор скупщики платят около 150 рублей. В региональном департаменте природопользования отмечают: утилизация должна быть лицензирована. Чего нельзя сказать о большинстве частников. Магазины, предлагающие скидки за сдачу батарей, тоже действуют неправомерно. Все сотрудники должны иметь разрешение на обращение с данными отходами. Аккумулятор носит второй класс опасности. К слову, ртутная лампа - это первый класс. Хотя случаев сливания на землю мало, они наносят почти непоправимый вред. Выявлять нарушителей помогают жители.
АЛЕКСЕЙ МИГАЧЁВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Жалобы, фотографии номеров машин. Когда по гаражам кто-то ездит и собирает эти аккумуляторы - инспектора за каждым гаражом не поставишь, правильно? Только бдительность граждан, информация оперативная, что такие-то ребята ездили, номер такой-то автомобиля".
Компания "Визон" - одна из крупнейших утилизирующих организаций во Владимирской области. По словам её директора, главная проблема - "правовой нигилизм". Частные скупщики ни перед кем не отчитываются и не платят налоги. И законодательство в этой сфере несовершенно.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФИРМЫ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И УТИЛИЗАЦИИ ЛОМА И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ: "Они ссылаются на суды, мы ссылаемся на ГОСТ. Мы работаем в рамках закона, они работают в пустоте. В правовой пустоте, я имею ввиду".
По словам Олега Сазанова, на лицензированных предприятиях предоставляется полный пакет документов.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФИРМЫ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И УТИЛИЗАЦИИ ЛОМА И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ: "В данном случае, в нашей организации приём материала осуществляется исключительно по документам. И, как я уже говорил, по факту сдачи всё отражается в нашей бухгалтерии".
Водителям важно запомнить 2 совета: быть бдительными, если возле гаража появились скупщики. И отвозить отработанное сырье в проверенные организации. Деньги заплатят в любом случае, но не каждый готов ответить за безопасность.
Владимир Косыгин, Александр Чунаев