13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению челюскинцев. Почему она вошла в историю? И какую роль сыграл в ней уроженец Меленок Николай Каманин? Сегодня мы вспоминаем подвиг советского летчика.
1933 год. Советскому Союзу требуется подтвердить приоритеты страны в Арктике. В планах открыть регулярную навигацию. Возглавить экспедицию парохода "Челюскин" поручено Отто Шмидту, который год назад на ледоколе прошел по Севморпути. Но 23 сентября "Челюскин" был полностью заблокирован льдами. В результате мощнейшего сжатия пароход был раздавлен и утонул. Но тем, кто находился внутри удалось высадиться на лед. С ними были запасы продовольствия, палатки, спальные мешки... Благодаря четкой дисциплине удалось дождаться спасателей.
Одним из тех, кто отправился к челюскинцам, был и уроженец Владимирской области, меленковец Николай Каманин. В это время он служил в районе Владивостока. Был отдан приказ перевезти самолеты на пароходе "Смоленск" на север, насколько возможно. Лететь более двух тысяч километров на военных самолетах-бомбардировщиках, максимальная дальность которых 700 километров.
Николай Каманин, Герой Советского Союза, летчик, участник операции по спасению экипажа "Челюскина": "Если даже нормально лететь, без всяких затруднений, без возвращений, то четыре-пять раз нужно было садиться... Мы знали, что ни одного аэродрома нет впереди, горючего нет, никаких средств навигации нет, и даже карты, точно отражающей обстановку местности, тоже не было."
Плохие погодные условия, сильный туман, два члена экипажа: летчик и штурман. Завершилась операция 9 апреля 1934 года. После экспедиции Каманину и другим летчикам присвоили звание Героев Советского Союза. В Москве 19 июня челюскинцев торжественно встречала огромная толпа народа.
Память о героях бережно сохраняется. В Меленках и во Владимире в честь Николая Каманина названа улица, а в Москве на Поклонной горе установили бюст летчика.