ивановская дрессировщица собак Людмила ОВЧИННИКОВА, которая более пяти лет на безвозмездной основе занимается канистерапией, уверяет, что собака может помочь человеку решить серьёзные проблемы со здоровьем, вернуться к полноценной жизни.
Дружелюбные мопсы
Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: - Людмила, для начала давайте уточним, что это за терапия?
Людмила Овчинникова: - Канистерапия - это метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Уточняю сразу: это не лечение собаками, как многие склонны думать, а реабилитация. Если бы все было так просто - и выздоровел - врачи бы тогда всем прописывали собак.
Т.Б.: - Как вы занялись канистерапией?
Л.О.: - Случайно, если честно. До этого мои питомцы часто выступали на детских праздниках и утренниках. Однажды меня попросили выступить перед особенными детьми. Так я поняла, что тоже могу что-то сделать для этих детей.
Как и любому виду деятельности, канистерапии пришлось учиться, посещать конференции, повышать свой уровень. О том, что нужно постоянно работать и с собой, совершенствуясь, и с собакой, я говорю своим волонтёрам.
Т.Б.: - Почему вы выбрали именно мопсов? У этой породы какие-то особые качества?
Л.О.: - Для канистерапевта главное - правильно подобрать животное. Выбираются щенки смелые, но доброжелательные к людям, легко обучаемые, спокойно относящиеся к другим , к резким звукам. Если в момент работы вдруг раздастся какой-то резкий звук, собака не должна испугаться, убежать. В любой ситуации она должна вести себя уравновешенно.
Мои мопсы - Цесса и Тарасик - отвечают всем этим требованиям. Им свойственно доброжелательное отношение к людям.
Т.Б.: - Какие упражнения должен выполнять ваш «пациент»?
Л.О.: - Все задания очень разные. Мы исходим из того, какие у ребёнка проблемы и какие у него потребности. Вместе с родителями мы сначала анализируем, на что нам нужно обратить внимание. Полтора-два месяца мы можем потратить на то, чтобы убедить ребёнка, что всё происходящее безопасно и весело. И потом начинаем подбирать специальные упражнения.
Т.Б.: - Например?
Л.О.: - Кормление собаки с ложки сметаной. Для ребёнка, который не умеет пользоваться ложкой, или не считает нужным это делать, не только забавно и интересно, но и служит дополнительным стимулом пользоваться этим предметом. То есть ему хочется подкормить собачку, пообщаться.
Если наша задача - максимально развить плохо работающую руку, то мы делаем целый комплекс упражнений, когда собачкой можно управлять не с помощью голоса, а жестами.
Важно пробудить мотивацию
Т.Б.: - Людмила, ваши занятия бесплатны. Это ваш принцип?
Л.О.: - Да. Стоит отдать должное родителям особенных детей, их трудолюбию, стремлению помочь своему ребёнку. Они вызывают восхищение и желание помочь им в этом деле. А ещё вызывают громадное уважение и желание в чем-то походить на них в их стремлении бороться с трудностями.
Собственные проблемы, которые раньше тебе казались глобальными (взять, к примеру, любую бытовую проблему) кажутся пустяковыми, когда ты видишь человека, у которого к таким же бытовым проблемам прилагается еще и особенный ребёнок. Ты понимаешь, что нельзя ныть, жаловаться, и что-то надо делать - для себя и других.
Именно поэтому необходимо интегрировать в нашу жизнь. Само наше общество от этого, я считаю, только выиграет.
Т.Б.: - Интересно узнать, были ли у родителей разочарования, когда они не увидели ожидаемого эффекта от занятий их детей с собачками?
Л.О.: - Не скрою, были. Во-первых, то, чему обычный ребенок учится легко и мимоходом, для особенного ребёнка потребует в тысячи раз больше усилий.
Во-вторых, хочу подчеркнуть: собака - это не панацея. Для одних детей это может быть идеальным средством реабилитации. Другим может не помочь.
Если говорить об энимал-терапии (), то есть только три вида, где вы можете рассчитывать на серьёзные достижения и результаты. Это канистерапия (собаки), (лошади) и . Это животные, поддающиеся дрессуре.
Например, детям с диагнозом ДЦП я бы рекомендовала заниматься иппотерапей. Лошадь - это уникальный спортивный снаряд. Если стоит задача развить движение - вам на лошадь.
И при любом виде терапии важно использовать мотивацию, личную заинтересованность в процессе. Если мы у ребёнка её нашли - результат будет.
Т.Б.: - В домашних условиях можно заниматься с ребёнком такой реабилитацией?
Л.О.: - Хотелось бы предостеречь родителей особенных детей, у которых вдруг появится желание завести собачку. Первый момент: для канистерапии нужна обученная собака, подготовленная для работы с детьми. И, повторюсь: она всего лишь средство. Чтобы оно работало, нужен , который знаком с методами канистерапии. Иначе это будет абсолютно бесполезное приобретение.
И второй момент: далеко не каждая собака подходит как канистерапевт. Животных обязательно отбирают, тестируют, много тренируют, начиная с обычных команд, так называемых команд бытового послушания. Затем уже добавляют специальные упражнения, которые будут необходимы собаке для работы с детьми.
Разумная осторожность
Т.Б.: - Людмила, можете ли вы помочь обычным детям, которые боятся собак?
Л.О.: - Нередко приходят с такими детьми. У ребёнка, которого сильно испугала или укусила собака, чаще всего появляется панический страх собаки. И в первую очередь родители должны обратиться за консультацией к психологу.
В моей практике был случай. Девочку лет семи , которая была на улице без намордника. Ребёнок стал заикаться. После консультаций со специалистами (логопедом, психологом) родители привели её ко мне. Мы устранили проблему. Девочка сейчас живёт полноценной жизнью. Но к собакам близко не подходит.
Т.Б.: - Много времени понадобилось на борьбу со страхом?
Л.О.: - В большинстве случаев бывает достаточно двух-трёх занятий, чтобы ребёнок стал относиться к встрече с собакой более спокойно. За это время дети учатся контролировать свои эмоции, начинают понимать, что собака - это тоже живое существо со своим характером и настроением.
Я объясняю родителям: опасен не страх собаки. Опасно неуправляемое паническое состояние, когда человек не может себя контролировать. Например, когда ребёнок при виде собаки, даже маленькой, начинает истошно кричать, махать руками, когда он впадает в панику.
Т.Б.: - А взрослый человек, который тоже боится собак, может к вам обратиться?
Л.О.: - Пожалуйста! У занятий канистерапией нет возрастных ограничений. Главное, чтобы он признал: у него есть эта проблема. И не нужно её стесняться.
Т.Б.: - Дадим простые рекомендации, как себя вести при встрече с собакой на улице?
Л.О.: - Должна быть разумная осторожность. И взрослые должны её воспитывать в себе и в своих детях. Я сама дрессировщик и знаю, что может сделать собака. Я не суюсь к любой собаке. Я сначала подумаю, надо ли мне это и чем это может быть опасно.
Необходимо объяснить ребёнку, что собака живая. Ей может что-то не понравиться, она может чего-то испугаться, она может охранять свою еду или территорию. Поэтому к незнакомой собаке не нужно подходить, тем более, не махать на неё руками и кричать. Этого достаточно, чтобы предупредить конфликт, чтобы потом не ехать в травмпункт, не лечить ребёнка, не судиться с владельцем собаки.
Т.Б.: - Признаться, некоторым хозяевам четвероногих питомцев тоже не мешало бы подумать об окружающих, когда они выгуливают собак...
Л.О.: - Я всегда повторяю владельцам собак: безопасность окружающих - это наша забота. Мы должны вести, обязательно в наморднике и также не должны создавать провокационных ситуаций. Давайте любить и уважать друг друга. Тогда собака будет другом человека.