Хрустальные свинки, граненые пробки и бокалы для новогоднего шампанского – Гусевской хрустальный завод представил новую праздничную коллекцию.
Хрустальные свинки, граненые пробки и бокалы для новогоднего шампанского – Гусевской хрустальный завод представил новую праздничную коллекцию.
Эта хрустальная свинка, главный символ Нового года, рождается из капли горячего хрусталя. Она делается в «гутной» технике - когда форма придается вручную. Над новогодними эскизами трудилась команда художников Гусевского хрустального завода. Пробки для бутылок, медальоны на ёлку и бокалы для шампанского. А «плавили» уже выдувальщики горячего цеха. Уши и хвост нужно присоединить быстро, а то застынут, говорит отдельщик выдувных изделий Евгений Гусев.
Евгений Гусев, выдувальщик Гусевского хрустального завода: "Можно сравнить, как женщина начинает рождать ребенка. Так и мы. Маленький полубаночек. Всего-то. А с него раздувается большое, большое, большое и красивое изделие".
Анастасия Сахарова, корреспондент: "Те, кто видит эти печи впервые, могут сравнить их с театральными декорациями. Здесь, как на сцене происходит главное действие, и актеры – сами работники мастерской".
На «подмостках» горячего цеха зимой работать легче, чем летом, признаются стеклоделы. Температура печей – до 1400 градусов. И у каждой бригады своя задача. Одни набирают расплавленную массу хрусталя, другие придают форму.
Александр Сафронов, выдувальщик Гусевского хрустального завода: "Подается набор стекломассы, вот сюда, в форму. Ставится пойло грунтовой вазы , подпрессовывается нога. А потом остывает, я оставляю ее вот на этом кресле. И все, изделие готово".
Главное украшение хрусталя, сияющие грани – появляются на участке декорирования. Двести лет назад завод исполнял частные заказы для Императорского двора. А недавно хрусталь впервые заказали покупатели с Ближнего Востока. Синий кобальт с янтарем – цвет неба и золотых звезд - знаковые для восточной культуры. Рисунок наносится по наметке маркером, рассказывает шлифовщик Надежда Юркова.
Надежда Юркова, шлифовщик алмазной грани: "Ну это уже опыт с годами. Уже знаешь, как сделать медальон, как сделать паутинку, глазки".
В Выставочном зале - редкие экземпляры работ художников разных эпох. Старожилы вспоминают Евгения Рогова – народного художника России, который посвятил заводу больше 50 лет. Сейчас бы ему исполнилось 100 лет , делится главный художник Владимир Касаткин,. На вазе из синего и янтарного хрусталя– иллюстрации к произведениям Пушкина. Это реликвия, в единичном экземпляре. Как и ваза «Торжество» – в технике «накладного» хрусталя. Сквозь призму алмазной грани художник видел природу.
Владимир Касаткин, главный художник Гусевского хрустального завода: "На тему хлеборобия. Видите вот эти стремящиеся кверху грани, которые живут. Они живы. Грань мерцает. Почему? Она выполнена руками мастера, а мастер – не машина, а живой организм".
«Хрустальные» традиции Рогова продолжают сегодня молодые художники. Композиция Светланы Березиной «Ветки» завоевала серебро в выставке «Ладья. Зимняя сказка» в Москве. Она как и Евгений Рогов, вдохновлялась природой, говорит Елена Усенко, заместитель генерального директора завода.
Елена Усенко, заместитель генерального директора Гусевского хрустального завода: "Она очень современная, очень актуальная. И хорошо сочетается с современными интерьерами, решениями. Цвет очень необычный. Насыщенный, плотный, болотный цвет. И поверхность хрусталя, который практически не используют наши традиционный алмазные грани, в этом случае выглядит очень органично".
Уже больше двух веков Хрустальный завод прославляет Владимирскую землю. И с его изделиями знаком каждый – они хранятся как в семейных сервизах, так и в частных коллекциях по всему свету. Гусевские мастера верят - их изделия приносят удачу.
Анастасия Сахарова, Илья Хлудов, "Вести-Владимир".