Российскому артефакту и предмету, без которого невозможно представить путешествия в поезде и сегодня, исполнилось 125 лет. В цехе народного потребления завода Кольчугцветмет празднуют день рождения подстаканника.
Российскому артефакту и предмету, без которого невозможно представить путешествия в поезде и сегодня, исполнилось 125 лет. В цехе народного потребления завода "Кольчугцветмет" празднуют день рождения подстаканника.
Узор на прочной латунной пластине пропечатывает двухтонный пресс. Каждую минуту чистый лист обретает узнаваемые черты. Счет деталей – на тысячи.
Виктор Горячев, начальник цеха товаров народного потребления: "Вот эта пластина называется русский мельхиор. Как правило, именно в этой пластине и узнаются подстаканники для железных дорог".
Процесс преобразования металлического сплава в то, что сегодня является и артефактом, и частью современной жизни одновременно, происходит в цехе площадью более 20 тысяч квадратных метров. Но производство подстаканников можно назвать и ручной работой. Например, изготовление самих ручек станкам не доверяют. Слишком тонкая работа. Хотя есть и свои технические особенности. Впрочем, все их как никто знают сотрудники цеха товаров народного потребления, расположенного в Кольчугино. Подстаканники здесь делают уже 125 лет. Ровно столько же, сколько ими пользуются пассажиры поездов.
Ирина Аккуратнова, руководитель Центра истории завода «Кольчугцветмет»: "Считается, что на железной дороге подстаканники появились с легкой руки Сергея Витте - министра путей сообщения. Это 1892 год. Но не известно, правда, с какой стороны и в какую сторону пошло это предложение".
Поразительная цифра: в год пассажиры РДЖ выпивают десять миллионов литров чая. А самих подстаканников в компании насчитывают аж 540 тысяч. Удобная ручка, устойчивая форма и, конечно, прочный качественный металл. Все это отличает изделия Кольчугинского завода. И это понимают не только пассажиры. Посеребренные или медные, никелированные или латунные. В гальваническом цехе сувенирные подстаканники обретают золотой рисунок.
Ольга Филиппова, гальваник: "Изделия мы покрываем лаком, те места, которые не будут золотиться, а все остальное – это уже подлежит золочению. Вот эти непокрытые места будут золотыми".
Нередко рисунок на подстаканники делают под заказ или к определенному событию: 23 февраля, День Победы, Новый год, Чемпионат мира по футболу. Это новая оригинальная работа. Кольчугинские подстаканники как и другую посуду поставляют практически со все регионы страны и на экспорт.
Евгений Антонов, директор ЗАО «Кольчугцветмет»: "Вот буквально в прошлом месяце мы подписали контракт на поставку во Вьетнам. Мы имеем контракт по поставке в страны Прибалтики, Эстонию в частности. Естественно, республики бывшего Советского Союза остаются нашими традиционными потребителями".
К слову, сами подстаканники в качестве сувениров уже давно предлагают не только в поездах. Есть они и в эксклюзивных коллекциях дорогих отелей.
Бренд Кольчугинского завода узнаваем, а сами изделия - часть истории страны. Подстаканник - не просто полезная утварь, а символ - дороги, мечтаний, теплой беседы с родными и близкими людьми.
Екатерина Луговова, Максим Котов, "Вести Владимир"